| Столь же общую направленность, как и методология в широком смысле, имеет еще одна форма научно-теоретического осмысления познавательных действий — эврилогия — наука о путях и средствах создания нового, новой идеи, теории, искусственного материального объекта, обладающих социальной значимостью. В качестве синонима эврилогии употребляют словосочетание "теория творчества". Это форма теоретического осмысления путей получения не только нового знания, но и новых материальных объектов, а также средств регуляции этих процессов.
В системе накопленного в эврилогии знания выделяют: во-первых, представления объектно-ориентированного характера, в частности, отражающие связь творческих процессов со структурой и развитием материальных объектов; во-вторых, совокупность (систему) субъектно-ориентированных представлений о психофизиологических механизмах творческих процессов; в-третьих, хронотопические представления, ориентированные на регуляцию творческих процессов, управление ими, организацию условий для продуктивной творческой деятельности. Содержание отмеченных разнотипных представлений составляет основу трех главных разделов эврилогии. В первом их них раскрываются онтологические основания творческих процессов. В нем показывается, какие процессы в существующей независимо от человека природе обусловили появление чего-то принципиально нового: жизни, сознания, мышления, самого человека как творческого существа. Во втором раскрываются формы взаимодейтвия творческих мыслительных процессов с процессами, происходящими на уровне биосубстрата, т.е. в организме человека и в частности его нервной системе и мозгу. Третий раздел ассимилирует знания об особенностях индивидуальной творческой работы, механизмах ее обусловленности и корректировки социальными факторами. В качестве сквозных тематических линий можно назвать проблемы демистификации творчества и управления творчеством.
| |