| внутренняя структура методологии научного познания включает три уровня:
1) конкретно-научная методология как форма осмысления оптимальных (рациональных) вариантов организации познавательных действий в конкретной научной дисциплине или области исследования на основании представлений о ее методах, структуре и динамике накопленного в них знания; она включает сведения о характере исследуемых проблем, совокупности используемых методов, формах выражения, способах систематизации и обоснования знания именно в данной дисциплине или области исследований;
2) общенаучная методология как рефлексивная система, включающая представления об общенаучных подходах и формах знания, а также особенностях стиля научного мышления; она изучает особенности качественного, количественного, системно-структурного, синергетического, информационного и других общенаучных подходов, структурно-функциональные особенности научной картины исследуемой реальности, идеалов и норм научного исследования, характерные для научного познания в целом или для большой совокупности научных дисциплин;
3) философская методология как система принципов, основанных на представлениях о сущности, главных путях, возможностях и все общих предпосылках познания; это принципы, задающие наиболее общие ориентации в познавательной деятельности: на выявление сущности исследуемого явления или на описание феноменов, явлений (объявляя сущность избыточным понятием или фикцией), на определенный способ понимания соотношения континуального (не прерывного) и дискретного (четко разделенного), жестко детерминированного и вероятностного в исследуемом объекте и соответственно способ фрагментации исследуемой реальности, на определенное понимание соотношения чувственного и рационального в познании и др.
| |