| Познавательная деятельность в своей основе представляет совокупность упорядоченных (систематизированных) познавательных действий, осуществляемых человеком в разнообразных конкретных ситуациях и видах деятельности. Последние не всегда непосредственно связаны с наукой. Познавательное действие при этом квалифицируется как проявление творческой активности человека, направленной на воспроизведение объектов {процессов, явлений) реальности, их свойств и отношений в форме знаний. По отношению к общему понятию "действие" специфику понятия “познавательное действие” составляют признаки, характеризующие его направленность не на изменение, а на воспроизведение человеком других объектов, причем воспроизведение духовное, в форме знаний. Изменяется при этом не познаваемый объект» а совокупность представлений о нем, выработанных в ходе осуществления предшествующих познавательных действий.
Включенность познавательных действий в многообразные конкретные виды человеческой деятельности (производственную, художественную, конструктивную медицинскую, военную, научную» др.) и их специфика в контексте этих видов, в частности, способы организации познавательных действий послужили основанием для выделения их в особые типы познания. В числе таких типов называют игровое, практическое, мифологическое, религиозное, философское, художественное, обыденное, научное познание и др. Классифицируя многообразие зафиксированных таким образом типов, их содержание дихотомически делят на вненаучное и научное познание.
| |