| Характеристика основных форм чувственного и рационального познания дает представление о том, что является общим для научного и вненаучного познания. И в первом, и во втором случаях используются как чувственные познавательные способности человека, так и его способности к абстрактному мышлению, а также способность к интуитивному познанию. Во всех сферах человеческой деятельности, где осуществляются познавательные процессы, люди мыслят посредством логических форм (понятий, суждений, умозаключений). Понятия "закон", "принцип", "гипотеза", "теория", "метод", "способ", "прием" и другие, наряду с научным имеют иные смыслы, в соответствии с которыми используются и в сфере вненаучного познания. Поэтому для характеристики особенностей научного познания необходимо указать его специфические признаки. В их числе называют направленность человеческой творческой активности на производство достоверного знания (а не, например, товаров и услуг), четкую выделенность объекта и предмета исследования, использование специализированного инструментария (в том числе методов), обеспечивающего воспроизводимость и контролируемость познавательных действий, обоснованность и системность изложения полученного знания, прогностичность, а также специфический язык.
| |