| Знание как результат познавательной деятельности соотносится прежде всего с природной, социальной и духовной реальностью, на изучение которой она направлена, которую знание воспроизводит в духовной форме (отражает, репрезентирует, моделирует, символизирует). Степень адекватности такого рода воспроизведения реальности выражается через понятие истины и ряда сопряженных с ним понятий ("адекватность"» "правильность", "правдоподобие", "изоморфность" и др.).
Тем не менее хотя это и главная линия связи знания как результата познавательной деятельности с другими ее компонентами, но не единственная. Знание как результат познания соотносят также с содержанием решаемой проблемы (задачи), т.е. с формами знания, выражающими характеристики не исследуемой реальности, а исходной познавательной ситуации. В этих случаях полученный результат оценивают соответственно его способности решать исследуемую проблему.
При оценке знания как результата познавательной деятельности могут отслеживаться его связи (соотнесенность) со способами практической, художественной, коммуникационной деятельности, а также с содержанием большой совокупности элементов духовной культуры.
Соответственно тому, какие корреляции знания как результата познания брались за основу, при его оценке выделяют несколько подходов, которые, в свою очередь, рассматриваются в русле классических и неклассических теорий познания.
В большой группе классических теорий познания познавательным процессам явно или неявно предписывается интенция на поиск истины как знания, описывающего исследуемые объекты "в их собственных характеристиках", как знания, которое отвечает ряду специфических критериев — практическому (экспериментальному), гносеологическому, логическому, эстетическому. Данная интенция познавательного процесса в качестве одной из его наиболее общих характеристик находит отражение в справочной и учебной литературе, несмотря на непрекращающиеся дискуссии относительно содержания и субординации критериев истинности научного знания, а также дискуссии относительно самой необходимости и оправданности понятия истинности знания.
| |